Направления деятельности музея
Проектная деятельность Обучение актива Работа с допризывной молодежью
Культурно-массовая деятельность Исследовательская работа Экскурсионная работа
Поисковая деятельность
Здравствуйте!
Мы – актив клуба ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани «Родники».
Наш музей – один из самых молодых среди школьных музеев города. Основан он был учащимися школы № 9 г. Сызрани, педагогом Артёмовой Татьяной Михайловной в декабре 2022 года.
Паспорт музей получил в марте 2023 года
Под музей нам отдали один из школьных кабинетов, расположенных на первом этаже.
Экспозиция музея пока еще очень маленькая, но мы постоянно пополняем ее и бережно сохраняем уже имеющиеся экспонаты.
Это предметы быта, личные вещи, фотографии, книги и многое другое.
В музее созданы следующие экспозиции:
1. «Русская изба»
2. «Боевая и трудовая слава участников ВОВ и локальных войн»
3. «История школы»
Содержание экспозиций:
1. «Русская изба» Экспозиция рассказывает об особенностях русского быта, ведения домашнего хозяйства, содержит предметы домашнего обихода. Рассказывает об особенностях устройства крестьянской избы.
2. «Боевая и трудовая слава участников ВОВ и локальных войн». Содержит материалы, посвященные выпускнику школы, Кавалеру ордена Мужества Белову Александру, также есть 2 парты Героя РФ полковника Рудых Александра Витальевича и Героя РФ полковника Родобольского Игоря Олеговича.
- «История школы» содержит материалы по истории школы от момента её открытия. Документы экспозиции рассказывают об учителях, работавших в школе, о выпускниках, о пионерской и комсомольской организациях школы.
Материалы основного фонда представлены вещественными памятниками — это:
• орудия труда: серп, кнут;
предметы домашнего обихода и утварь:, посуда, утюг, ухваты, , прялка, , керосиновая лампа, керосинка, овечьи ножницы и другие предметы;
• предметы прикладного народного творчества: вышивки, занавески, воротнички, рушники, подзоры;
• изобразительные материалы: фотографии, значки,.
• армейские атрибуты (2 кителя советского офицера)
• комсомольские и пионерские атрибуты предметы символики
• фотографии и документальные материала по истории школы;
При музее работает совет музея, состоящий из обучающихся нашей школы, под руководством Артёмовой Татьяны Михайловны.
В ней мы учимся работать с экспонатами, скрупулёзно составляем картотеки, пополняем музейные фонды новыми реликвиями, ведём поисково-исследовательскую деятельность, встречаемся с ветеранами ВОВ, их детьми, внуками, правнуками, проводим экскурсии по школьному музею, Часы мужества, классные часы, викторины, творческие вечера.
С опорой на представленные экспозиции в школьном музее Боевой Славы еженедельно проводятся традиционные часы мужества и экскурсии:
— « Жертвам Холокоста посвящается»,
— «900 дней и ночей»,
— «Соколы Сталина»,
— «Дети Беслана»,
— «Сызрань в годы Великой Отечественной войны»,
— «Куйбышев – запасная столица»,
— «Солдаты Победы».
Активисты музейного клуба «Родники» охотно делятся наработанными материалами с учащимися и учителями школы, использующих их в окружных, областных и всероссийских конкурсах и проектах.
В настоящий момент проводится поисковая работа по восстановлению истории школы. Проводятся встречи с бывшими учителями школы, её выпускниками.
В настоящее время новыми сведениями пополняются уже имеющиеся экспозиции.
Положение о историко-краеведческом музее ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани
1. Общие положения
1.1. Историко-краеведческий музейявляется тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности лежит краеведческий принцип. Тематика музея связана с историей города Сызрани и самарской области в довоенное время, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, в послевоенное время.
1.2. Историко-краеведческий музейсоздан по инициативе учителей школы в 2022 году учениками и учителями школы.
1.3. Подлинные документы и экспонаты, хранящиеся в фондах школьного музея, подлежат учету в установленном порядке.
2. Цели и задачи музея.
2.1. Историко-краеведческий музей при ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани в своей деятельности руководствуется нормативными документами Западного Управления образования Администрации г. Сызрань, распоряжениями администрации школы и настоящим Положением.
2.2.Цели историко-краеведческого музея:
— воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
— приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию Самарского края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
2.3. Задачи историко-краеведческого музея:
— изучение истории города и области;
— изучение материалов о прославленных земляках;
— поисковая работа по истории школы (сведения об учителях, выпускниках, традициях образовательного учреждения);
— проведение экскурсионно-лекторской работы на базе изученного материала для учащихся школы, родителей и других посетителей музея;
— постоянное осуществление связи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и конфликтов, привлечение их к воспитательной работе в школе;
— охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;
— формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
3. Направления деятельности музея, содержание и формы работы
3.1. Школьный музей в своей деятельности руководствуется документами:
— Закон РФ об образовании;
— Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре»;
— Нормативные документы о фондах государственных музее России.
3.2.Основными направлениями деятельности музея являются:
- поисково-исследовательская деятельность;
- учет и хранение фондов;
- экспозиционная деятельность;
- учебно-просветительская деятельность.
3.3. Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:
— организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;
— осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея;
— обеспечивают сохранность музейных материалов и документов, ведут инвентарную книгу музея;
— проводят экскурсии по экспозиции музея, беседы, лекции;
— сотрудничают с другими музеями и общественными организациями;
— организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и конфликтов, выпускниками школы;
— проводят декады, линейки, митинги, вечера, конкурсы, праздники, слеты, уроки мужества, конференции и другие мероприятия, посвященные участникам Великой Отечественной войны, участникам локальных войн и конфликтов;
— собирают воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, помогают учащимся в написании рефератов, подготовке докладов, выступлений по истории нашей Родины, Самарского края;
— создают и обновляют экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпускают стенные газеты.
4. Структура, руководство музеем
4.1. Музей имеет один экспозиционный зал, оборудованный витриной и стендами.
Временные и постоянные фонды хранятся в шкафах.
4.2.Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несут директор образовательного учреждения и руководитель музея.
4.3. Руководитель музея назначается директором школы. Он непосредственно подчинен заместителю директора школы по воспитательной работе.
4.4. Работа музея организуется на основе самоуправления. Для организации работы музея его руководитель подбирает актив из числа педагогов и учащихся школы. Из числа актива музея могут создаваться группы: поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.
5. Учет и обеспечение сохранности фонда
5.1.Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной, опечатанной) Управлением образования.
5.2. Фонды музея делятся на основной и вспомогательный. Памятники истории и культуры, имеющие особое научное, исторической или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в соответствующий государственный музей, либо вообще не могут включаться в фонды музея.
5.3. Хранение взрывоопасных предметов в школьном музее категорически запрещается.
6. Порядок закрытия школьного музея
6.1. Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается Советом школы или педагогическим советом. Решение о прекращении деятельности музея согласовывается с Западным Управлением образования. Для передачи фонда школьного музея в государственный музей создается специальная музейная комиссия.
6.2. Паспорт школьного музея при закрытии передается в Управление культуры.
Принято на заседании Совета музея.
Протокол № 1 от «26» декабря 2022 года.